
6
марта"Автодиагност; профессия будущего в мире высоких технологий"
Автодиагност
Современные автомобили оснащены большим количеством электронных систем управления, датчиками, системами передачи данных. Всё это управляется программой, которая находится в электронном блоке управления, доступ к которой осуществляется только при помощи специализированного оборудования. В этой связи автодиагност, способный разобраться в работе этих систем и выявить скрытые неполадки, становится незаменимым специалистом в каждой мастерской.
Описание специальности
Автодиагност — специалист или своего рода «доктор», который ставит «диагноз» автомобилю при его поломке. Как опытный врач, он начинает с расспроса владельца: как и когда появилась неисправность, при каких условиях она проявляется и что предшествовало поломке.
Затем, автодиагност с помощью специального оборудования, а также знаний в электрике, электронике и автомеханике, точно определяет и устраняет причину неисправности. С появлением сложных электронных систем без данного специалиста невозможно представить ремонт и обслуживание современных автомобилей.
«Во-первых, автодиагност — это, в первую очередь, инженер. А найти хорошего инженера, который готов работать в автосервисе с автомобилями, действительно тяжело. А диагноста, который готов работать с мультибрендом, — ещё сложнее. Ему нужно постоянно развиваться, потому что он привык к определённому оборудованию, схемам электрическим. Необходимо знать тонкости и нюансы различных брендов. Такого диагноста реально сложно найти, и он стоит дорого», — Игорь Трофимов, старший преподаватель Академии ЕвроАвто.
Какими параметрами должен обладать автодиагност?
Внимание к деталям и хорошие навыки работы с компьютером;
Знание точных наук: фундаментальные знания по физическим и химическим процессам;
Умение выстраивать логические цепочки причин появления неисправностей;
Знание устройства автомобилей и принципов работы их систем, узлов и агрегатов;
Понимание работы электрооборудования, систем передачи данных, механических и мехатронных узлов автомобиля;
Владение навыками работы программами для диагностики автомобилей любых марок, включая электрокары/электромобили.
Автодиагност — мастер по всему бортовому электрооборудованию: от АКБ, генератора, проводов, предохранителей и коммутационных устройств до системы стартерного пуска, подогрева сидений, приводов зеркал, центрального замка и мультимедиа.
«Лучший вариант — это диагност с задатками механика. Получается мощный специалист, многопрофильный. Он может брать набор более интересных работ. Любой человек продает свои знания и навыки, и чем у человека их больше, тем дороже он их продает рынку. Так вот диагност с навыками механика зачастую получает больше, чем управляющий предприятием», — Михаил Петров, директор по развитию сети ЕвроАвто.
Кому подчиняется автодиагност и какие перспективы карьерного роста?
Количество электроники в автомобилях растёт в геометрической прогрессии, а вместе с ним и спрос на диагностов. Уже сейчас эта профессия требует всё больше знаний о новых технологиях и программном обеспечении, включая автономные системы.
Автодиагност обычно подчиняется мастеру цеха. Со временем и практическим опытом можно стать старшим мастером, руководителем СТО или техцентра.
«В диагносты приходят и с нуля, и из числа механиков, и из других смежных профессий. Позже они переходят в административный состав, становятся мастерами-приёмщиками, управляющими. Кто-то дальше развивается в своей профессии, постигает тонкости и сложности своего дела», — Михаил Петров, директор по развитию сети ЕвроАвто.
В каких условиях работает автодиагност?
Автодиагносты работают на станциях техобслуживания (СТО), в крупных автотехцентрах, в дилерских и независимых автосервисах и на автобазах/автопарках.
Согласно размещённым вакансиям на hh.ru, условия работы автодиагноста — пятидневная рабочая неделя с полной занятостью с нормированным рабочим графиком. Работодатели часто предоставляют специальную одежду и полный соцпакет.
Сколько зарабатывает автодиагност?
Средний доход автодиагноста — от 68 000 до 125 000 рублей, который складывается из оклада и процента от выполненных работ.
Доход зависит от опыта, квалификации, марок обслуживаемых автомобилей и масштабов компании.
Зарплата по должности диагност сильно отличается в зависимости от города:
Москва: 100 000 - 120 000 рублей:
Санкт-Петербург: 70 000 - 110 000 рублей;
Краснодар: 60 000 - 90 000 рублей;
Тюмень: 70 000 - 100 000 рублей;
Новосибирск: 60 000 - 90 000 рублей;
Саратов: 50 000 - 100 000 рублей;
Ростов-на-Дону: 80 000 - 100 000 рублей;
Владивосток: 100 000 - 170 000 рублей;
Красноярск: 80 000 - 170 000 рублей;
Нижний Новгород: 57 000 - 150 000 рублей;
Ярославль: 70 000 - 150 000 рублей.
«Диагносту, как инженеру, всегда интересно исследовать что-то новое. Появляется на рынке новый автомобиль, а вместе с ним, соответственно, появляется новое оборудование и инструменты. И чем быстрее специалист сможет адаптироваться к новшествам, тем больше он сможет зарабатывать и расти как профессионал!», — Игорь Трофимов, старший преподаватель Академии ЕвроАвто.
Как стать автодиагностом: обучение и курсы
Хотя в требованиях в вакансиях и указывают необходимость среднего технического образования, работодатели в первую очередь ищут специалистов с релевантным опытом. Просто получить диплом недостаточно — важно «набить руку» в смежной области.
Оптимальный путь: получить базовые знания в колледже и техникуме по таким направлениям, как «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Автомеханик» или «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», далее — поработать по профессии хотя бы один год, получить опыт, а уже потом пройти специализированные курсы по автодиагностике и начать с роли помощника диагноста.
Несколько учебных заведений, где можно получить образование по вышеперечисленным специальностям:
ВУЗы:
Сахалинский государственный университет,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова,
Балтийский федеральный университет им. И. Канта,
Рязанский филиал Московского Политехнического университета, МАДИ (ГТУ).
Колледжи:
Красногорский государственный колледж,
Губернский профессиональный колледж Московской области,
Уфимский автотранспортный колледж,
Пензенский колледж транспортных технологий,
Новосибирский автотранспортный колледж,
Волгоградский индустриальный техникум,
Тольяттинский электротехнический техникум.
Можно получать образование как на коммерческой основе, так и на бюджетной.
Для тех, кто хочет глубже понять устройство и принципы работы современных автомобилей, а также укрепить фундаментальную базу — отлично подойдёт наш дистанционный курс «Автомехатроник». Это возможность погрузиться в мир транспортных технологий как для начинающих специалистов, так и для тех, кто просто увлекается автомобилями.
Вот другие курсы от лицензированных учебных центров:
Курсы обучения и повышения квалификации автодиагностов ИЦ СМАРТ;
Онлайн-курс «Автоэлектрик-диагност» от Современной Академии;
Курс «Автодиагност. Начальный уровень» от Академии ЕвроАвто.
Стоимость обучения варьируется от 7 000 до 66 000 рублей. На неё влияют продолжительность курса, формат подготовки и наличие практических занятий.
На отраслевом учебном портале Союз EDIN вы сможете найти обучающие и развивающие курсы для автодиагноста.
«В целом, на диагноста можно обучиться и с нуля. Например, один из лучших диагностов сети у нас изначально был без специального образования. Он пришел в Академию, учился на ремонт электромобилей, много времени тратил на самообразование и добился многого», — Никита Шавловский, руководитель Академии ЕвроАвто.
Если вы любите автомобили и увлекаетесь электроникой, то автодиагност — то, что вам нужно. Постоянное развитие автомобильных технологий делает эту профессию особенно перспективной и востребованной.
Отзывы (комментарии)